Немало ныне на Руси Великой родноверов, и мы, «Сварожичи» - одни из них. Цель наша - внести посильный вклад в дело возрождения мудрой и прекрасной Традиции Предков. Мы проводим Славянские обряды и праздники, занимаемся духовными и оздоровительными практиками, народной музыкой, ремёслами и много чем ещё.

Здравия! Данный сайт к сожалению больше не обслуживается. Приглашаем Всех на наш новый, более удобный Портал - Сварожичи Николаева 2

Баннер

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КИЕ, ЩЕКЕ и ХОРИВЕ

Сообщение летописи о трёх братьях-основателях Киева, безусловно, основано только на народном предании. Летописец даже не пытается датировать время их жизни - оно теряется во тьме времени.

Тем интереснее, что это сообщение получает известное подтверждение и даже датировку в чужеземном источнике. Именно армянский историк VII века Зеноб Глак рассказывает об основании Куара (Киева, называемого в древности иностранцами Куабой) в стране полуни (поляне) Куаром, Ментеем и Хереоном.



Хотя имена сильно изменены, но сходство всё же столь заметно, что о случайном совпадении говорить не приходится. Очевидно, что легенда об основании Киева каким-то путём очень давно попала на Кавказ и в местную летопись.

Замечательно то, что это предание записано в Армении уже в VII веке, тогда как в русской летописи оно упоминается только в начале XI века. Срок в 400 лет весьма почтенный. Но когда эта легенда впервые попала на Кавказ? Не исключена возможность, что трёх киевских братьев мы должны отнести ещё глубже VII века.

Во всяком случае, это указание даёт некоторые надежды на возможность нахождения и других сведений, касающихся древней русской истории в столь малоизвестных источниках, как армянские, грузинские, древнееврейские, арабские, а особенно греческие источники. В сущности, давно уже пора начать «раскопки» и по таким источникам, раскопки поучительные и систематические.

Так как о трёх братьях более ничего не известно, то мы остановимся на филологической стороне вопроса, которая всё же может пролить хотя бы слабый дополнительный свет. Прежде всего, все три имени безусловно славянские.

«Кий» до сих пор живёт полной жизнью в украинском языке, означая длинную, тонкую, прямую жердь; уцелело это слово и в русском языке, но только в одном узкоспецифическом значении - «бильярдный кий». Конечно, древнерусское произношение было «Кый». Это имя, как и всё в старину, было в сущности кличкой, прозвищем.

Имя «Щека» не поддаётся столь ясной расшифровке; возможно, что есть какая-то связь с «щекой», «щекотом» и т.д. Славянская специфичность этого слова не подлежит ни малейшему сомнению. Для армянина это слово, вероятно, было столь труднопроизносимым, что было употреблено совершенно другое слово (возможно, что слово «Ментей» является только переводом славянского значения слова «Щек»).

Вообще, приходится удивляться, что даже самые легкопроизносимые русские слова в устах иностранцев подвергаются значительной переделке. Кажется, чего проще и звучнее: «Ярослав», а между тем скандинавские саги сделали из него «Эрислейф»а.

Имя «Хорив» не представляет для понимания никаких затруднений, но беда в том, что его всё-таки не поняли. Большинство делает неверное ударение - «Хорив», показывая этим, что значение слова в точности не уловлено. Корень слова «хорь» (хорёк; вспомните «Хорь и Калиныч»). Лицо, бывшее сыном или потомком Хоря, было «Хоревом» или, согласно древнерусской фонетике, более удержанной до сих пор в украинском языке, Хоривом - то есть хоривым сыном. В данном случае третий брат имел не кличку, а имя, основанное на принадлежности к данной семье.

Таким образом, если Кый, Щек и Хорив были братьями, то в имени третьего брата отразилось и имя их отца, то есть самым древним киевлянином и славянином Киевской Руси был некий «Хорь».

Возможно, что имена братьев есть только сохранившаяся в народной памяти цепь лиц, игравших важную роль в жизни Киева и превращённых в братьев уже значительно позже. Однако, то, что армянский летописец имел дело уже с тремя братьями, заставляет думать, что три упомянутые лица всё же были действительно братьями.

Здесь небесполезно упомянуть, что современная украинская форма «хорь» будет «тхор»; которая из них «чище» и древнее, сказать трудно, этой разницы, однако, при расшифровке разных названий не следует упускать из виду.

Археологические данные показывают, что на территории Киева до конца X века существовало три древнейших поселения, которые затем слились. Возможно, что каждое из них носило имя брата-основателя. И до сих пор в районе древнего Киева мы имеем гору Щекавицу, Хоревую улицу и т д. Эти три поселения, слившись вместе, объединились под одним названием Киев, - очевидно, под именем большего поселения.

Совпадение трёх поселений с тремя братьями, приуроченность их имён именно к старому Киеву, свидетельство летописи - всё это заставляет смотреть на легенду с большим вниманием, ибо в ней чувствуется историческая действительность.

Также не лишено значения глухое указание летописи о путешествии Кыя в Царьград, о почёте, оказанном ему там царём (интересна также ремарка летописца, что который царь принимал Кыя, ему неизвестно, - в легендах таких ремарок не делают). Очевидно, поездка Кыя не была приватной поездкой, а поездкой представителя - отсюда и почёт, ему оказанный.

Не лишено значения замечание летописи, что Кый хотел осесть на Дунае, но неудачно: местные жители ему этого не позволили, но, мол, место «Киевца» люди знали. В этом указании обращает внимание странное совпадение желаний Кыя и Светослава - не отзвук ли это старинной связи киевских славян с Дунаем?

Всё вышесказанное заставляет предполагать, что Кый вовсе не был чисто легендарной личностью, - какие-то обрывки воспоминаний дошли до летописца. Именно их скудость и разрозненность и являются доказательством их достоверности; если бы это было фантазией, то её преподнесли бы читателю летописи в значительно более полной и совершенной форме.

БЫЛА ЛИ КНЯГИНЯ ОЛЬГА СЛАВЯНКОЙ?

На этот вопрос норманист Н.Т. Беляев (Seminarium Kondakovianum, III, 1929, p. 264) даёт в высшей степени тенденциозный и необоснованный ответ. Он пишет:

«В Лаврентьевской летописи под 902 годом («в лето 6411») стоит: «Игореви же възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его; и приведоша ему жену от Пьскова, именем Ольгу».

У Татищева, в Иоакимовской летописи: «Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска... и нарече во свое имя Олга» (стр. 35).

Там же указывается, что Ольга была из рода Гостомысла; эта запись отражает предание о княжеском происхождении Ольги, но из другого рода нежели Скиольдунги. Имя ее и указание на Олега делает вероятным происхождение ее от галоголандских Зэмингов».

Таким образом Н.Т. Беляев прямо считает вероятным, что Ольга была скандинавка из рода Зэмингов.

Беляев ищет не истину, а то, что он хочет найти. С таким подходом к науке кроме вреда для неё и общества ничего иного принести нельзя.

В Иакимовской летописи сказано, что Ольга была из рода Гостомысла, то есть была славянкой, дочерью одного из виднейших старейшин славян того времени. Но и это сведение летописи не нравится Беляеву, и он заявляет, что Ольга была скандинавкой из рода Зэмингов. Трудно понять такую беспардонность в обращении с фактами истории, и приходится удивляться, как такое издание, как «Seminarium Kondakovianum», могло поместить статью. Ведь подобное утверждение ничем не отличается от объяснения того умника, который объяснял, что имя Москва происходит от древнего его основателя «Мосоха» и жены его «Ква», а река Яуза от сына их «Я» и дочери «Вза».

Что мы имеем? Единогласное утверждение летописей, что Ольга была родом из Пскова. Иоакимовская летопись приписывает ей происхождение из Изборска (кстати, не так-то уж и далеко от Пскова).

Как бы то ни было, а все источники утверждают, что Ольга была родом из Руси. На это Беляеву просто наплевать; не сказавши ни слова, почему он отвергает данные всех летописей, он из того обстоятельства, что Олег назвал Ольгу по своему имени, а сам он был якобы из рода Зэмингов, Беляев делает вывод, что, мол, и Ольга была из того же рода.

Доказательность подобного вывода прекрасно иллюстрируется украинской пословицей «В огороди бузына, а в Кыеви дядько».

Мы не можем заподозрить в Ольге даже примеси скандинавской крови, ибо об этом летописи не преминули бы сказать хоть два слова. Если они молчат, то только потому, что славянство Ольги не подвергается ни малейшему сомнению.

Далее, где логика? Если скандинав Олег, беря в жены Игорю Ольгу, переименовывает её, значит, она не была скандинавкой, ибо где видано, чтобы скандинавку переименовывали в скандинавское же имя?! Беляев настолько «прост», что даже не замечает внутреннего противоречия, губящего всё его построение.

Наконец, было бы понятно, была бы хоть тень вероятия возможности, если бы сам Олег женился на славянке и переименовал свою жену по своему имени, а тут он переименовывает чужую женщину!

Непонятно и совершенно непростительно, почему Беляев молчит о том, что некоторые источники указывают, что первоначальное имя Ольги было «Пребрана». Мы ответили за него: потому, что «Пребрана» явно славянское имя, ничего общего с родом Зэмингов не имеющее.

Почему, спрашивается, Беляев молчит о том, что, согласно одному источнику, Ольга была просто дочь перевозчика через реку у Пскова и что знакомство Игоря с ней и состоялось во время одного из перевозов?

Пусть этот рассказ - сентиментальный апокриф, но почему его замалчивать и отдавать предпочтение не другому подобному же апокрифу, а просто выдумке, высосанной из пальца? Ведь это же, в конце концов, недобросовестно. История это наука, а не поэтическое творчество. Ведь выдумка Беляева о том, что Ольга была из рода Зэмингов, просто фальсификация истории, то есть своего рода уголовщина против интересов общества. Ни в летописи, ни в одном апокрифе о родстве Олега и Ольги мы не находим ни малейшего намёка (за исключением Тверской летописи).

Беляев глух к другому. Ольга была такой скандинавкой, что, имея мужа-скандинава, назвала своего единственного сына не Гаральд, Бьерн или Гакон, а Светослав! Напомним далее, что, согласно некоторым апокрифическим источникам, у неё был и второй сын, которого звали «Улеб», то есть Глеб, - опять-таки не скандинавское имя.

Наконец, что самое замечательное, совершенно не доказано, что сам Олег был из Зэмингов. Свои «доказательства» Беляев связывает с доказательством не меньшей нелепости, что Рюрик Ютландский был одним и тем же лицом, что и Рюрик Новгородский.

Беляев делает из Рюрика какого-то Фигаро: «Figaro ci, - Figaro lа...». В 862 году Рюрик переезжает со всей Русью в Новгород, а в 867 году «было востание фризов против Рюрика, которое им было усмирено с помощью датчан». Такие противоречия совершенно не смущают Беляева.

Ему и кое-кому из его поклонников мы позволим себе привести некоторую цитату:

«- Вот граница! - сказал Ноздрев, - «Всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё что за лесом, всё это моё.

- Да когда же этот лес сделался твоим? - спросил зять. - Разве ты недавно купил его? Ведь он не был твой.

- Да, я купил его недавно, - отвечал Ноздрев.

- Когда же ты успел его так скоро купить?

- Как же, я ещё третьего дни купил, и дорого, чёрт возьми, дал.

- Да ведь ты был в то время на ярмарке!

- Эх, ты, Софрон! Разве нельзя быть в одно время и на ярмарке, и купить землю? Ну, я был на ярмарке, а приказчик мой тут без меня и купил».

Можем уверить читателя, что, случись ему поспорить с Беляевым, он (читатель) обязательно окажется в положении «Софрона».

Вообще, вся статья Беляева, это нагромождение одного невероятного предположения на другое, это - сплошная историческая ноздревщина, в которую может поверить либо совершенный простак, либо... остзейский барон. Писания Беляева и Ко являются публичным издевательством или насилием над русской историей. И, что хуже всего, заключают в себе ряд ценнейших деталей, облечены подчас в безупречную научную наружную форму и т.д., словом, способны скрыть главное: беспардонную ноздревщину в выводах.

Читая их, хочется вопить к небу, взывая о справедливости и отмщении или, выйдя на площадь, потрясая кулаком, ругаться громко и скверно. Дожить до такого наплевательства в науке! Преподносить бредни как последнее слово науки, преподносить в солидном издании, на прекрасной бумаге... История! «Как дошла ты до жизни такой?»...

 


Помощь Проекту




Кумиры Славянских Богов 240 Серебряные обереги 240 Этническая посуда 240 Натуральная косметика 240

Коментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Анти-спам: выполните задание
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Коляды ДАРЪ
Ведическая мастерская
Славянский Интернет-магазин 240
Славянский Интернет-магазин 240
Кумиры Славянских Богов 240
Серебряные обереги 240
Этническая посуда 240
Натуральная косметика 240
С миру по нитке
Вести Киевской Руси: Для чего П. Кулиш создавал украинский язык и почему отрёкся от него 2017-01-30 14:59:22 Данъ
Вести Киевской Руси: Для чего П. Кулиш создавал украинский язык и почему отрёкся от него
Современная Украина двуязычна. Теперешняя официальная власть считает, что факт двуязычия — это результат вековой русификации ...
0 508

Украина в конце своего пути 2016-12-30 07:30:54 Данъ
Украина в конце своего пути
Тут в последнее время некоторые вышиватники стали переквалифицироваться в адекватников. Типа, не надо нам Бандера, не надо ...
0 438

Политика Украины: уходить, сжигая мосты 2016-03-04 09:45:52 Данъ
Политика Украины: уходить, сжигая мосты
Судя по последним действиям украинского правительства, оно решило закопать страну и всех кто в ней обитает, заживо. Пытаясь ...
0 791

«Западенцы» трудятся в Подмосковье на благо Донбасса». Интервью с хозяином строительной фирмы 2015-08-26 11:05:35 Гость
«Западенцы» трудятся в Подмосковье на благо Донбасса». Интервью с хозяином строительной фирмы
Виктор, мужчина «немелкой фактуры», а попросту здоровый бугай — хозяин небольшой строительной компании в Подмосковье. Его ...
0 994

Правда о киевском геноциде 2015-08-26 10:48:41 Гость
Правда о киевском геноциде
О том, что война - благородное дело настоящих мужчин, пишут только в книжках, да и то не всех. В реальности же на войне творятся ...
0 1153

Гейропа - убийственный «выбор» 2013-07-02 06:33:44 Данъ
Гейропа - убийственный «выбор»
Одним из основных аргументов евроинтеграторов сводится к тому, что рынок Евросоюза (400 млн человек) куда более объемен, чем ...
0 5895

В Литве отменяют слова “отец” и “мать” 2013-06-07 10:16:30 Данъ
В Литве отменяют слова “отец” и “мать”
Еврозаконы, направленные на разрушение традиционной семьи, дошли и до Литвы. При регистрации ребёнка в детский сад жители ...
0 6105

В поисках доброты: 19-летний интернатовец дошел из Николаева в Очаков, чтобы встретиться с хорошим человеком 2013-05-28 10:36:02 Данъ
В поисках доброты: 19-летний интернатовец дошел из Николаева в Очаков, чтобы встретиться с хорошим человеком
Выпускника Лысогорской школы-интерната Виталия Любого предали родители, а нечистый на руку работодатель оставил без средств ...
0 5294

Соглашение об ассоциации с ЕС закрепляет за Украиной статус колонии 2013-03-11 18:28:16 Данъ
Соглашение об ассоциации с ЕС закрепляет за Украиной статус колонии
Всплыли шокирующие подробности документа. При вступлении в силу Соглашения об ассоциации с ЕС Украина лишится суверенитета. ...
0 20505

Украину заставили увеличить дань ДЕТЬМИ! 2013-01-18 07:24:48 Данъ
Украину заставили увеличить дань ДЕТЬМИ!
Наши непримиримые враги – мировая сионистская мафия – не желает мириться с потерей доходов от торговли детьми. Теперь, ...
0 7680

Украинцы - другой народ 2013-01-13 17:46:10 Данъ
Украинцы - другой народ
Замечательная иллюстрация к спорам на тему "украинцы - другой народ, вам, русским, давно пора с этим смириться": карта т. н. ...
1 7337

Деграданты 2012-12-08 22:43:05 Данъ
Деграданты
Главными достижениями независимой Украины за 21 год своего существования явились замена герба, флага и гимна, а грандиознейшим ...
0 6879

В Ровненской области пьяный православный священник изнасиловал 15-летнюю девочку и остался на свободе 2012-11-30 12:14:17 Данъ
В Ровненской области пьяный православный священник изнасиловал 15-летнюю девочку и остался на свободе
В Ровненской области Украины милиция возбудила уголовное дело в отношении священника Украинской православной церкви Московского ...
0 5194

Тибетский монах сделал заявление для NASA о конце света 2012-11-05 18:29:15 Данъ
Тибетский монах сделал заявление для NASA о конце света
Лама из монастыря Гьяндрек под Кайласом, известный как Оракул Шамбалы, сделал заявление для NASA. В своем послании он рассказал, ...
0 8015

Экономика Украины: африканский вариант 2012-11-01 07:24:03 Данъ
Экономика Украины: африканский вариант
В умах многих людей, не только украинцев, но и россиян, и европейцев накрепко засел миф о том, что Украина - европейская страна. ...
0 4989




Катюша
Возраст - 34
Российская Федерация

Горынка
Возраст - 28
Российская Федерация

Наталья
Возраст - 32
Российская Федерация



Громол
Возраст - 39
Российская Федерация

Станислав
Возраст - 26
Украина


Ваш вклад в возрождение
Для Украины
На счет: U402361097164 (Web Money)

или на карту

Приват Банка:
- № карты - 5168 7572 2104 1041

Для России

На счет: R206597515996 (Web Money)

Для других стран

На счет: Z272807574274 (Web Money)

VISA/MASTERCARD

На карту Приват Банка:
- № карты - 5168 7572 2104 1041

Наш баннер
88x31 Код
Сварожичи Николаева

Материалы на нашем сайте предоставляются для анализа, а не для пропаганды. Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
Распространение информации - приветствуется


Сайт бесплатных объявлений города Николаева, размещение бесплатных объявлений и баннерной рекламы. Бесплатная регистрация и размещение объявлений Resc TOP